Вы здесь

Композиция в репортажной фотографии

В отличие от А. Родченко, трактовавшего статический сюжет в остродинамической композиции, М. Альперт в снимке «Девушка-джигит», напротив, показал образец того, как остановленное мгновение может обладать классической законченностью построения.



Стремительна мчащаяся на лошади девушка: два конника на заднем плане, преследующие ее в народной игре-состязании, горы, будто специально оставившие просвет между своими отрогами в том месте, где находится вершина треугольника построения кадра — все это кажется заранее продуманным, до мелочей отчеканенным фантазией художника, а не схваченным мимолетным взглядом репортера прямо в жизни.
Всякое правило, как известно, имеет исключения, и моментальная фотография, обычно лишенная композиционной завершенности, в редчайших случаях может быть наделена этим качеством.
Шедевр Альперта, вошедший, кстати сказать, во всемирно известную выставку «Род человеческий» Э. Стейхена, является как раз таким исключением. Но даже эта, наиболее совершенная, очищенная от многих случай-

ностей фотографическая композиция сохраняет ту долю непреднамеренности, которая отличает ее от композиции живописной.
Естественно, что своеобразие фотокомпозиции особенно явственно сказывается в произведениях документального фотоискусства, не имеющих, в отличие от традиционных жанров художественной фотографии, прямых аналогов в сфере изобразительного искусства. В пору активного развития фотодокументалистики шел интенсивный поиск новых композиционных решений, продиктованных специфическими особенностями фотографии. Иногда, может быть, это стремление новаторов-фотографов во всем искать непременно неповторимые пути приводило к определенным крайностям, к желанию противостоять художественной традиции. Однако основное русло творческих поисков талантливых мастеров документального искусства было весьма плодотворным. Оно много дало развитию представлений о возможностях фотографической композиции.
Нельзя не вспомнить атмосферу творческого соревнования, постоянных поисков нового в советской фотографии 20-х — начала 30-х годов. Воплощая новое социальное содержание, фотомастера стремились найти для него соответствующую, также неведомую прежде пластическую форму.
Один из замечательных мастеров той поры Б. Игнатович рассказывал, как тщательно и кропотливо работал он и его коллеги над построением снимка, над тем, что тогда называлось «упаковкой» кадра. Люди старшего поколения помнят неожиданный его снимок «Москва в предвыборные дни» (1928). На нем были завязаны в одно целое здание газеты «Известия», вагон трамвая, протянутый через улицу лозунг, гирлянда воздушных шаров, головы прохожих. А все вместе создавало приподнятое, праздничное настроение, удивляло неожиданностью и остротой пластических контрастов.
Еще один композиционный прием, который широко использовался в 20-е и 30-е годы нашими фотоноваторами, носил неуклюжее название «косина». Он означал пристрастие к своеобразным диагональным построениям, нередко возникающим от простого перекоса фотокамеры во время съемки (или несложных манипуляций в процессе печати). Признаться, некоторые лишенные таланта фотографы назойливым использованием этого приема быстро превратили его в дурной штамп. Однако в исполнении мастеров-первооткрывателей «косина» обладала выразительностью и подлинно фотографической динамикой. Тонкие фотохудожники, применившие «косину» в композиции, умели насытить ее подлинным пластическим смыслом. Вот, скажем, «Девушка с «Лейкой» А. Родченко.



Диагональное построение здесь подчеркнуто не только деревянной скамьей, но и перпендикулярной к ней фигурой девушки. Кроме этих двух господствующих в композиции линий, которые способны кому-то показаться нарочитыми, на снимке присутствует смягчающая жесткость композиционного контраста — сетка тени, падающей на все изображение. При этом немаловажно, что «растр» тени по направлению к правому обрезу композиции из косого постепенно превращается в прямой.
Композиционное наследие наших замечательных фотографов первых послереволюционных десятилетий велико и значительно. Оно, к сожалению, мало исследовано. Критики иногда торопятся объявить композиционные искания той поры не имеющими актуального значения для наших дней. Конечно, композиция, как и другие элементы языка фотографии, переживает творческую эволюцию, знаменует движение фотоискусства от одной эпохи к другой. Однако в процессе художественного развития многие традиции переосмысливаются, входя на новом витке исторического развития в арсенал основных творческих приемов.